Золотое серебро великой гимнастки


Почему Ирина Чащина так редко улыбалась на Олимпиаде
Ирина Чащина в Афинах на своей первой и, наверное, последней Олимпиаде выиграла серебряную медаль в индивидуальных соревнованиях по художественной гимнастике. Причем в какой-то момент она заметно опережала свою главную соперницу и подругу по команде Алину Кабаеву и могла стать чемпионкой. Но, как призналась сама Ира, рада уже тому, что стала второй, а не вылетела за пределы призовой тройки:

- Второе место меня ни в коем случае не расстроило. Я ж могла вообще без медали остаться. Да, когда после двух видов я лидировала, мысль о победе мелькала, но... на самом деле я прекрасно понимала, что золото мне не отдадут. Конечно, я ошиблась в упражнении с лентой. Но к тому времени все уже было примерно ясно. Если бы с лентой у меня все было нормально, я получила бы на полбалла больше. А уступала я Кабаевой намного больше — один балл! И догнать ее шансов не было.

- Кто, кроме Кабаевой, входил в число ваших основных конкуренток?

- Украинка Аня Бессонова. Она хорошо выступила, только, говорят, допустила несколько ошибок. Правда, сама я этого не видела. Никогда не смотрю, как выступают другие.

- Почему?

- Не вижу смысла тратить силы и эмоции, которые пригодятся во время исполнения собственной программы.

- Кстати, насчет эмоций. Обычно во время выступлений вы бываете уж слишком серьезной. Вот и на Олимпиаде улыбались крайне редко. Отчего так?

- У меня была очень сложная программа. Если выполняла не очень трудный элемент, то старалась открыть лицо, улыбнуться.

- Говорят, накануне Игр вы с Кабаевой занимались с утра до ночи?

- Да, тренировки были тяжелыми. Даже перед стартом соревнований нам не дали выходного. Признаюсь, выступать на олимпийском турнире лично мне было гораздо проще, нежели готовиться к нему.

- Соперничество с Кабаевой за титул олимпийской чемпионки сказалось на ваших личных отношениях?

- Нет. Мы с Алиной дружим. И ничего удивительного в этом нет, ведь мы уже много лет работаем вместе. Надеюсь, и в будущем нашими отношения останутся такими же хорошими, как сейчас.

- Между тем вы с Алиной очень разные.

- Да, мы действительно не похожи. Она вся такая открытая, общительная. Обожает шоу-программы, светские тусовки, общение с народом. Я же человек, можно сказать, серьезный, хотя время от времени тоже могу повеселиться. Правда, тусовки все равно не люблю. Мне по душе в свободное время просто прогуляться по Москве. В кино сходить. Впрочем, когда мы готовимся к соревнованиям, стараемся нигде особо не болтаться.

- Художественная гимнастика близка к искусству, и главный тренер Ирина Александровна Винер, например, часто посещает балет, оперу. Вас с собой тоже приглашает?

- А как же! Помню, балеты "Лебединое озеро" и "Спартак" произвели сильное впечатление. Дома, в Омске, часто хожу на выступления симфонического оркестра. Ведь у меня мама — музыкант. Да и сама я закончила музыкальную школу. Правда, после сдачи последнего экзамена к фортепиано близко не подходила.

- Сколько часов в день нужно тренироваться, чтобы стать примой мировой гимнастики?

- Мы занимаемся по семь-восемь часов. С перерывом на сон и обед. Иногда, правда, бывает одна тренировка в день. Но такое счастье редко выпадает.

- Говорят, всем гимнасткам для сохранения "боевой" формы приходится голодать?

- Не всем, а только тем, кто вес легко набирает. У меня, например, такой проблемы нет. Конечно, макароны с курицей на ночь не ем, но и особо себя не ограничиваю. Особенно в суши. Обожая японскую кухню. Впрочем, как и саму Японию.

- То есть, тортики и пирожки тоже можно есть без ограничений?

- Мне, признаться, и не хочется. Наверное, потому, что можно. Вот если бы было нельзя... Не зря ведь говорят — запретный плод сладок.

- Вы дебютировали на Олимпиаде. Во время выступлений сильно волновались?

- Честно говоря, поначалу об Играх напоминали только щиты с надписью "Афины-2004". Во время квалификации меня не покидало ощущение, что нахожусь на очередном этапе Гран-при. Зато в последний день соревнований все было иначе — переполненные трибуны, ажиотаж и страшное напряжение.

- Неужто и знаменитой олимпийской атмосферой не успели насладиться?!

- Ой, что вы, успела! Это было незабываемо! Сами понимаете, это же Олимпиада! Сейчас даже не верится, что я там выступала. Так долго шли к этим Играм, тренировались сутками. И тут — раз, и все закончилось! Но вспоминать Грецию я буду еще очень долго. Правда, по возвращении какая-то пустота на меня накатилась. Но так всегда бывает, когда долго идешь к цели, достигаешь ее, и потом стремиться вроде бы и не к чему. Но это скоро пройдет. Нужно только как следует отдохнуть, собраться с силами и все придет в норму?

- Останетесь в гимнастике еще на четыре года?

- Следующая Олимпиада точно уже пройдет без меня. Все-таки художественная гимнастика такой вид спорта, где рано начинают выступать, но и заканчивают рано. Вот пришло время и мне уступить дорогу молодым. Но так вот сразу все не брошу. Этот сезон пройду до конца — впереди еще этапы Гран-при, Кубок мира. Дальше? Может быть, дотяну до следующего чемпионата Европы, который в будущем году пройдет в Москве.

Арсений Деточкин

Фото с сайта Ирины Чащиной