Мезенские рыбаки невольно стали браконьерами на исторической родине

Мезенским рыбакам запретили ловить рыбу у полуострова Канин. Географически это территория Ненецкого округа, и с прошлого года рыбаки, чьи путевки выписаны в Архангельской области, на Канине считаются браконьерами. До предстоящего рыболовного сезона остался месяц, и мезенские рыбаки заявляют, что отправятся на полуостров за камбалой и сигом в любом случае...

Александр Коткин приехал из Мезени в Архангельск выяснить -- сможет ли он этим летом выйти в море. Александр Игнатьевич потомственный рыбак, мезенец в шестом поколении. Из тех, кого называют коренными поморами. Александр Коткин и другие рыбаки из деревень на беломорском побережье ходили в море к полуострову Канин ловить камбалу и сига. Путевки на лов покупали в сельских администрациях Мезенского района. А полуостров Канин -- это территория Ненецкого автономного округа. По словам Александра Коткина, рыбакам из Мезени, которые начали в этом году ловить рыбу, как и много лет подряд, вблизи полуострова Канин, ненецкие инспектора запретили это делать, заявляя: "Вы не наши".

Мезенцы камбалу и сига около Канина ловят столетиями. Ни местному русскому населению, ни ненцам рыбу практически не нужна. К тому же правила рыболовства, принятые в округе, в отличие от областных, не предусматривают вылов камбалы при помощи рюж, которые используют мезенцы. В прошлые годы существовала договоренность между ненецкой и мезенской рыбинспекциями о взаимном признании путевок. Теперь администрация Мезенского района предлагает искать правду в Севрыбводе, а представители последнего в свою очередь предлагают как-то договориться руководству района и округа. Как считает заместитель начальника ФГУ "Севрыбвод" Анатолий Шумилин, администрация НАО должна сесть за один стол с администрацией Мезенского района и выяснить, что хотят мезенцы.

По документам, утвержденным в Москве, камбала не квотируется и не выделяется, а значит, ловить ее нельзя. Кроме того, по столичным данным получается, что в этом месте рыбы нет вообще. Однако участок моря у Канина ученые-ихтиологи не исследовали, по крайней мере, с 60-х годов прошлого века. До начала сезона рыбалки осталось чуть больше месяца, и мезенские рыбаки говорят, что пойдут на Канин в любом случае. Семейный бюджет этих людей полностью основан на доходе с продажи рыбы. Камбалу, сига и щуку рыбаки привозят в Мезень, и свежий улов продается в считанные минуты. Промысел этот считается тяжелым. Потеря лодки — это не самое страшное, что может случиться в море. Можно потерять и жизнь. По словам главы администрации Мезенского района Игоря Заборского, рыбаки с оружием в руках готовы защищать свое право на промысел на исторической родине. Для них "что в тюрьму, что остаться без хлеба. одинаково". Поморы утверждают, что их противопоставляют ненцам, которые, в свою очередь, свободно кочуют в том числе и в Мезенском районе. Доходит и до стрельбы по ненецким оленям. Мезенские рыбаки собираются даже подготовить обращение ко всем поморам объединиться, и не пускать на свои территории никого.

ИА "Двина-Информ", Ирина Скрылева, Ирина Скалина