Футбольный бизнес. Как это делают в Англии - II

/Окончание. Начало здесь/

ДЕНЬГИ РЕКОЙ

Доходная часть бюджета "Ливерпуля" в прошлом сезоне составила 100,9 миллиона фунтов. От продажи телеправ клуб выручил 30,3 миллиона фунтов, от продажи билетов — в том числе на товарищеские матчи, игры дубля, тренировки и просмотры выездных встреч на большом экране — 17,5 миллиона. Еще 18,2 миллиона фунтов заработано за участие в Лиге чемпионов (11,5), Кубке УЕФА (3,3), Кубке Англии (1,3) и одном из коммерческих турниров (2,1). Спонсоры порадовали клуб 14,2 миллиона фунтов. Все остальное — около 21 миллиона — поступления от так называемых коммерческих программ клуба. Включающих, на российский взгляд, весьма забавные вещи.

В частности, доходы или комиссионные со всех видов поездок вместе с клубом за пределы Ливерпуля, в том числе и туристические услуги. Оплату членства в клубах взрослых, юных и международных болельщиков (0,9 млн). Конкурсы, лотереи, азартные игры, встречи с игроками, дни VIP-персон, экскурсии по стадиону (500 тыс.). Выручку от розничной продажи (11,5 млн). Продается все. Даже клубное шампанское, торты, коньки, велосипеды, макеты стадионов, сандвичи, йогурты, страховые и пенсионные полисы... В этом списке я насчитал 166 одних только разновидностей товаров! Кроме того, на стадионе "Энфилд Роуд" работают бары и рестораны, музей, детский сад. Здесь проводятся конференции, свадьбы, презентации и выставки, концерты, детские праздники, боксерские поединки. Сдаются в аренду залы для совещаний, торговли, бизнес-центр, офисы, парковки, оказываются медицинские услуги. И все это, разумеется, не бесплатно.

4 МИЛЛИОНА В ПЛЮСЕ

Спонсорство в английских клубах проработано глубоко и детально. Существуют собственно спонсоры (у "МЮ" это сотовый оператор Vodafone, у "Ливерпуля" - пивной гигант Carlsberg, у "Челси" - авиакомпания Emirates, хотя в свете последних событий шансы "Аэрофлота" выглядят предпочтительнее), партнеры и официальные поставщики. Каждому сверчку — свой шесток. Чью-то рекламу следует размещать на передней части футболки, а чью-то — на рукавах или спине. Рекламные щиты, световое табло, вход на стадион и даже барная стойка — ни одно из этих мест не пустует и приносит клубу деньги. Телевидение, радио и Интернет задействованы на полную катушку.

Предматчевые и послематчевые шоу, детские и юношеские команды спонсируются чуть ли не так же безотказно, как и первый состав... Впрочем, в этом вопросе Россия не так сильно отстала от Великобритании, как в других. Жаль только, что у них от спонсоров отбоя нет, а у нас хоть "ау" кричи — никто не откликнется. Расходная часть "Ливерпуля" составляет 96,3 миллиона фунтов. Лектор попытался разложить ее на составляющие, но знание финансовых и налоговых терминов позволило мне уяснить только одно: зарплата равна 54,5 миллиона фунтов, то есть примерно 57 процентам всех расходов. При этом на полной ставке в клубе работают около 250 человек, а коммерческий отдел, на котором лежат все заботы о доходах и тратах, вместе с сотрудниками клубного магазина насчитывает 50 человек.

Любопытно, что Уитли ни словом не обмолвился о трансферах игроков. Он объяснил нам, что товаром является футбол, зрелище, эмоции, а не живые люди. Кроме того, клуб не должен зависеть от столь нестабильной финансовой статьи. Будут трансферы — тогда акционеры и решат, как с ними поступить. Но самое интересное, что после рассказа о бюджете "Ливерпуля" Лес Уитли раздал участникам семинара красочные 40-страничные буклеты, в которых этот самый бюджет был расписан вплоть до пенса! Сравнительные таблицы, диаграммы, графики, проценты и суммы затрат, отчет президента и результаты аудита — все в этой книжице буквально пропитано информацией о финансовой жизни клуба. В том числе и о трансферах. Скептики тут же предположили, что за глянцевой формой скрывается прилично "отлакированное" содержание. Может быть, и так. Зато у всех есть возможность узнать, проверить и оспорить предлагаемые цифры. В российских же клубах нет ни самих открытых финансовых данных, ни, соответственно, споров о них. А жаль.

КАК ЕС С МОНОПОЛИЯМИ БОДАЛСЯ

На первый взгляд европейские сыр-боры из-за несоответствия футбольных законов правовым требованиям Европейского союза мало касаются России. Но только на первый взгляд. "Дело Босмана" уже заставило наших чиновников отменить плату за свободных агентов, не так ли? А сейчас я попробую доказать, что сложные и не всегда понятные правовые вихри, веющие над Европой, в некоторых вопросах играют для нашей страны не теоретическую, а самую что ни на есть прикладную роль. Вся проблема, собственно говоря, заключается в том, что ни один закон в мире сейчас не позволяет четко и ясно разграничить экономику и спорт.

Недавно Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС) попыталась хоть как-нибудь разделить эти сферы. И вот что она придумала. Во-первых, законодатели пообещали не лезть в "чисто спорт".

То есть в правила игры, в положение о гражданстве в международном футболе, в квоты стран на участие в еврокубках, в периоды трансферов, в ограничения, поддерживающие спортивную интригу (например, запрет на владение несколькими клубами, участвующими в одном и том же турнире). А во-вторых, ЕС оставил за собой право нещадно контролировать близкие к экономике аспекты: продажу прав на телетрансляции, квоты на иностранцев во внутренних соревнованиях и систему переходов игроков.

Кроме того, Евросоюз пообещал жестко ограничивать кое в чем организаторов спортивных соревнований. "Замечательно, но какое ЕС до всего это дело?" - спросите вы. А вот какое. В "Соглашении о ЕС" 1997 года есть статья 81, категорически запрещающая удушение конкуренции на европейском рынке. То есть те же трансляции должны предлагаться потребителю несколькими компаниями, а не картелями-монополистами, футболист не обязан страдать из-за спущенных кем-то сверху квот на легионеров, и так далее. Вот примеры. В настоящее время ведется следствие в отношении "МЮ", английской Футбольной ассоциации (ФА) и фирмы спорттоваров JJB по поводу предполагаемой монополизации ими цен на товары с клубной символикой. Был подан иск и на УЕФА с английской премьер-лигой, продавшим телеправа на показ матчей одним пакетом. Это, как считают в ЕС, могло привести к завышению цен и снижению количества трансляций, что наносило бы ущерб потребителям. УЕФА пытался было соскочить с еврокрючка, мотивируя это тем, что штаб-квартира футбольного союза расположена в Швейцарии, которая не входит в ЕС. Не тут-то было.

Выяснилось, что нельзя, сидя за пределами союза, безответственно диктовать законы его членам. И УЕФА пришлось отказаться от продажи эксклюзивных прав на телетрансляции одной компании в каждой стране — члене ЕС. К России, как вы поняли, это никоим образом не относится. Нельзя пока помочь и коммерческому директору "Локомотива" Давиду Шагиняну, который недоумевает по поводу товаров с символикой Лиги чемпионов. УЕФА продал права на их реализацию одной-единственной фирме. Установленные ею цены и так не маленькие, а после растаможки российский потребитель может и вовсе о них не мечтать. В результате страдает бюджет "Локо" и ущемляются права россиян — на каком основании?!

ЧТО ЭКОНОМИКЕ ХОРОШО, ТО ФУТБОЛУ...

Получается, ЕС — это хорошо, а УЕФА — плохо? Не спешите с выводами. Есть ведь еще и статья 82 того же соглашения, запрещающая "любое злоупотребление доминирующим положением со стороны одного или нескольких предприятий". То есть клубы не имеют права объединиться и установить потолок зарплаты для игроков. А организаторы ЧМ-98 не имели права продавать 80 процентов билетов жителям Франции. А ФИФА теоретически не имеет права препятствовать появлению какой-либо структуры, желающей проводить турниры всемирного значения. И т.д. и т.п...

Но при таком раскладе дело пахнет самой настоящей вакханалией! Не так давно ФА решила продать билеты на матч сборной Англии с командой Португалии вместе с туристическим пакетом, включающим проезд и размещение в Лиссабоне. Ее одернули: потребитель, дескать, должен сам решать, пользоваться ему вашим пакетом услуг или сделать свой выбор. Тогда в продажу поступили обычные билеты, покупателей которых было невозможно учесть и проконтролировать. Службы безопасности растерялись, а 10 тысяч разрозненных британцев просочились на Пиренеи кто как мог и едва не разгромили португальскую столицу. Тут-то все и схватились за голову. 81-ю и 82-ю статьи "Соглашения о ЕС" называют самыми опасными для футбола, хотя благие намерения союза вроде бы налицо. Но слишком уж противоречива нынешняя правовая свистопляска в Европе.

ЕС, скажем, имеет право оштрафовать организацию — нарушителя своих законов на 10 процентов от суммы незаконной сделки. А провозгласивший идею лицензирования УЕФА пошел дальше, пообещав не допустить к еврокубкам клубы, не выполнившие лицензионных требований. Понятно, что нынешнему футболу нужны детские школы, прозрачные клубные бюджеты и прожекторы в энное количество "люксов". Но что если таким образом УЕФА хочет выкурить из еврокубков бедные клубы? Почему команда, завоевавшая право на выход в Европу в спортивной борьбе, должна страдать из-за того, что пока не может позволить себе иметь детские команды восьми возрастов, а может, к примеру, только семи? Как верно заметил один из российских участников семинара, знающий толк в аппаратных тонкостях, система лицензирования УЕФА может рухнуть после первого же громкого суда, инициированного клубом, бюджет которого покажется чиновникам из футбольного союза недостаточно прозрачным. И будет совсем неудивительно, если первой ласточкой такого рода станет российский клуб.

ЧЕСТНЫЙ ЭКСПЕРТ

Жаль, что не получится подробно рассказать вам обо всех темах, обсуждавшихся на семинаре. О новом 60-тысячном стадионе "Ливерпуля", который вскоре будет построен напротив "Гудисон Парк", арены "Эвертона", что превратит матчи этих команд в совсем уж невероятное дерби. (Новый "Энфилд", кстати, обойдется хозяевам клуба в 100 миллионов фунтов.) Об "окнах" прав на телетрансляции, которые становятся весьма популярны в Европе. (Там смекнули, что невыгодно продавать все права сразу. Лучше продать что-то одно — например, прямые трансляции. А "нарезку" голов, повторы матчей, трансляции на зарубежные страны и многое другое реализовать отдельно.

Такая тактика приносит в клубную казну дополнительный доход.) О гигантском телевизионном монополисте — детище Руперта Мердока British Sky Broadcasting. Этот телеспрут является 18-й по размеру компанией Великобритании и 11-й год (!) единолично владеет правами на показ матчей премьер-лиги, а совместно с ВВС — еще и на матчи национальной сборной. Семь с половиной из 22 миллионов английских семей ежемесячно платят 35 фунтов за право смотреть футбол на BSkyB. А ведь под ее контролем находятся еще и по 10 процентов акций 4 клубов — "Манчестер Сити", "Челси", "Сандерленда" и "Лидса"! О дисциплинарном кодексе, принятом в премьер-лиге. (В ходе одного из разбирательств "Арсенал" нанял эксперта, умеющего читать по губам. Этот человек должен был доказать по видеозаписи, что удаленный с поля Патрик Виейра не ругался, а бормотал что-то невинное. Если вы стоите — сядьте: нанятый клубом человек доказал, что Виейра был не прав!

Между тем на российских стадионах у женщин и детей уши вянут от того, что вопят во время матчей футболисты. Без всяких экспертов!) О том, каким образом получает зарплату в "Эвертоне" юный Уэйн Руни, если лица моложе 18 лет по английским законам не имеют прав не только подписывать профессиональные контракты, но даже иметь собственное мнение — его должны выражать их родители. О том, что реклама на футболках является наименее рентабельной для английских спонсоров. Куда важнее для них получить доступ к базе болельщиков клуба, чтобы с ее помощью заниматься прямым маркетингом. И об интересной экскурсии по пустующему "Энфилду", в раздевалках которого даже летом аккуратно развешана форма ливерпульских звезд, рассказать тоже не получится. Шестидневный семинар, к сожалению, невозможно изложить на двух газетных полосах.

ПИТОМНИК ОУЭНОВ

Но вот о чем я все-таки расскажу, так это о посещении нами футбольной академии "Ливерпуля". От города до нее минут 25 езды. Территория в несколько гектаров огорожена забором и выглядит просто идеально. Кроме административного здания академия располагает четырьмя полями нормальных размеров, двумя средними, четырьмя маленькими, полем для тренировок вратарей, большим синтетическим полем и крытым манежем стоимостью 2 миллиона фунтов с искусственной травой. Клуб, создавший такие условия для детей, даже по английским меркам выглядит почти транжирой. Но не спешите подозревать "Ливерпуль" в излишней щедрости. Дело в том, что академии имеют абсолютно все клубы премьер-лиги. А у клубов низших профессиональных дивизионов есть свои школы. Так постановила футбольная ассоциация, и клубы пошли навстречу ее требованиям.

Академия была построена пять лет назад и обошлась "Ливерпулю" в 15 миллионов фунтов — до этого молодежь тренировалась на базе вместе с основной командой. Сейчас там обучаются 120 детей в возрасте от 9 до 16 лет и еще 30 юношей — от 17 до 19 лет. Для каждого возраста — свое поле и своя раздевалка. Итого, на 150 человек — 13 газонов. А в Новороссийске, к примеру, на 2 тысячи занимающихся в футбольных секциях детей всего пять полей нормального размера и качества. Младшие тренируются три раза в неделю и проводят матчи по субботам. Старшие — пять раз плюс игра в воскресенье. Требования к будущим футболистам достаточно высоки. Высока и конкуренция среди школ за молодых талантов всех возрастов — в 350-тысячном Ливерпуле, например, помимо двух клубов премьер-лиги активную селекцию проводит "Транмер", базирующийся на южном берегу реки Мерси. Совсем недалеко находится и сияющий "МЮ" с его фантастическими возможностями.

Во избежание дополнительных сложностей ФА установила такое правило: до 13 лет в академиях могут заниматься только те, кто живет от них в часе езды. До 15 лет — в полутора часах езды. А всем тем, кто старше и живет далеко, клуб оплачивает проживание в городских семьях. Причем сам эти семьи выбирает и инспектирует их на предмет благонадежности. В расположении академии жилых помещений нет вообще. Зато там есть великолепный компьютерный зал, отличное медицинское оборудование, пищеблок, учебные аудитории и разнообразные тренажеры. К потолкам коридоров административного здания прикреплены 4 флага. На них написаны качества, которые академия хотела бы воспитать в своих учениках: техника, координация, скорость, профессионализм. А чуть ниже висят портреты тех, в ком эти качества уже проявились: Оуэна, Макманамана, Каррагера...

НАМ БЫ ИХ ПРОБЛЕМЫ! Для учеников предусмотрены общеобразовательные занятия в действующем при академии колледже. Не такие насыщенные, конечно, как в обычных школах, но в то же время и не для галочки. В клубе осознают, что не все выпускники останутся в футболе, и дают им шанс продолжить нормальную жизнь. Спортивной формой академию полностью снабжает Reebok, официальный поставщик "Ливерпуля".

Разумеется, обучение в академии бесплатное — доходы клуб начнет извлекать потом, когда таланты подрастут. С 16 лет клуб подписывает с родителями некое подобие контрактов и потихоньку начинает им приплачивать. Существуют письменные соглашения и с теми, кто помоложе, но они касаются в первую очередь переходов из школы в школу. В Англии такое возможно только с выплатой установленной премьер-лигой небольшой компенсации предыдущему футбольному заведению. Один из российских чиновников предположил, что можно, наверное, перейти и через суд, но о столь громких "трансферах" в девяти- или десятилетнем возрасте руководителям ливерпульской академии слышать никогда не доводилось.

Правда, существуют довольно большие штрафы за тайное переманивание перспективной молодой поросли или закулисные переговоры по этому поводу. На мой вопрос, могут ли сами родители заплатить академии за футбольное образование своих детей, один из тренеров ответил: исключено. Ребенок может попасть туда только по рекомендации скаутов и после шестинедельного испытательного срока. А в случае снижения требований к себе раз в полгода ему имеют право сказать "до свидания".

Руководит академией ее директор, в подчинении которого три штатных тренера и 10 человек персонала. Правда, по два тренера на каждый возраст работают на полставки. Организационные и финансовые вопросы лежат на клубе — сотрудники академии лишь следят за полями и ведут тренировочный процесс. Всю структуру академии, ее штат и даже образцы контрактов разработали в премьер-лиге и ФА, поэтому клубы растят воспитанников по единым правилам и в едином правовом поле. Затраты на содержание академии составляют примерно 2 миллиона фунтов в год. Под занавес мы спросили, насколько престижной является профессия детского тренера в Англии. Нам ответили, что на столе у директора лежат около 50 заявлений от желающих поработать хотя бы на полставки. В том числе и от бывших игроков "Ливерпуля". Не берут: вакансии заняты хорошими специалистами, которые получают хорошие деньги: штатные тренеры — от 25 до 50 тысяч фунтов в год, два физиотерапевта примерно по 60 тысяч фунтов каждый, ну а директор — 120 тысяч.

Любопытно, что, когда российскую делегацию принимали в ливерпульской мэрии, один из руководителей города оказался бывшим вратарем. Так вот сейчас он не стесняется на полставки тренировать детей в футбольной школе того самого "Транмера" из второго дивизиона! И знаете, после этого как-то сами собой отпали вопросы по поводу качества детского футбольного образования в России. Ведь у нас детский тренер зачастую не знает, как поменять свою работу, а у них — как ее заслужить и сохранить. Где, по-вашему, выйдет больше Оуэнов на "кубометр пустой породы"?

Ливерпуль — Москва

P.S. Чуть не забыл выполнить обещание, данное во вчерашнем номере, и поведать вам о том единственном рецепте, который английские специалисты "прописали" российскому футболу. Для начала, сказали они, вам надо вложить деньги в сильный и умный центр, который повел бы весь национальный футбол в правильном направлении. России нужна власть, которой будут доверять и клубы, и игроки, и болельщики. Интересно, расскажет ли об этом совете финансовый директор РФС Виктор Груздев своему патрону Вячеславу Колоскову?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ БИЗНЕС. Как это делают в Англии-I

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить